Транспортная инфраструктура России является важнейшей частью экономики страны. От неё зависит скорость доставки грузов, качество движения автотранспорта. Но особенно важно, чтобы сеть дорог в сельской местности была на хорошем уровне. При отсутствии благоустроенных трасс в поселках и подъездах к селам становится невозможным (особенно при неблагоприятных погодных условиях) добраться местным жителям до города и обратно. Но более остро стоит вопрос о транспортировке сельхозпродукции до пунктов сдачи сырья. Это способствует гибели урожая на 5-10%. В свою очередь, некачественное дорожное полотно приводит к увеличению расхода топлива, замедлению рабочих процессов, из-за чего владельцы колхозов и совхозов вынуждены завышать себестоимость продуктов своей деятельности, что негативно отражается на социально-экономической стабильности государства.
Соглашение между Министерствами сельского хозяйства и транспорта РФ о сотрудничестве (от 30.11.2010, №1000/10/10-38-3) регламентирует, что к сельским автомобильным дорогам относятся магистрали общего пользования (региональные, муниципальные, местные), предназначенные для обеспечения объектов связью автосетей круглогодично и постоянно. Основное требование – покрытие должно быть твердым. В отличие от этого постановления, проектирование поселковых путей сообщения отличается от особенностей автодорог общего пользования. Связано это с пониженной интенсивностью движения, технологиями и организациями сельскохозяйственных работ, сезонностью (в зимнее время некоторые дороги не обслуживаются). Поэтому при разработке транспортных сетей в деревне основываются на критериях минимализма (минимум затрат). На практике требования к загородным маршрутам следования иные.
Транспортная инфраструктура упрощенная, делится на такие виды:
В зависимости от назначения трассы используются разные материалы для строительства. Второстепенные маршруты устраивают грунтовым покрытием, основные – асфальтобетоном. Могут применяться и другие методы.