Для сохранности дорожно-транспортной инфраструктуры в надлежащем эксплуатационном состоянии важной частью является своевременный ремонт автомобильных мостов – балок, опор, дорожного полотна и несущих элементов. В современной России ежегодно увеличивается интенсивность потока автотранспорта, а из-за развития логистических и промышленных предприятий передвижение крупногабаритных и грузоподъемных машин существенно увеличилось. К сожалению, мостовые конструкции, которые были возведены ранее, не отвечают требованиям износостойкости и поддержанию столь значительных нагрузок, на фоне чего подвержены преждевременной деформации. Чтобы их восстановить и дополнительно усилить требуется капитальный ремонт.
Под реконструкцией мостового строения подразумевают масштабные изменения основных характеристик. К этому относится допустимая грузоподъемность, габариты, количество путей, статическая схема. Перед началом ремонта необходимо тщательно изучить все дефекты и критерии по исправности технического состояния, которые указаны в СНиП 2.05.03-84 и СН 200-62 и СП 79.13330.2012.
Существуют специфические отличия между ремонтными действиями и реконструкцией. В первом случае восстанавливаются деформированные участки, а во втором – заменяются на более усовершенствованные элементы и материалы, изменяются габариты дороги.
Общая классификация работ:
Устройство реконструкционных работ производится согласно проекту, в который входит план производства, график поставки материалов и выполнения, технологические схемы. После разработки проекта и сметы осуществляется согласование и утверждение документации с компетентными службами.
Применяются такие же механизмы, оборудование и спецтехника, как и при строительстве сооружений. Если намечается значительный объем мероприятий, при которых сильно затрудняется перемещение транспорта, дорога перекрывается. Но для переключения транспортного потока нужно создать объездной путь в виде временного строения. Если перекрывается часть пролета, то для создания реверсивного движения устанавливаются соответствующие дорожные знаки. Перед началом основного этапа осуществляется устройство технологических площадок вдоль конструкции.
Для увеличения пропускной способности путепровода расширяются опоры и подходы. Если же это железобетонный мост, то дополнительно обустраиваются промежуточные опоры. При усилении основы устаивается дополнительный свайный фундамент. Если монтируются сборные накладные плиты, то их устанавливают сначала с одной стороны пролетного строения, а после с другой. Это дает возможность оставить свободную полосу для перемещения автотранспорта. Если заменяется железобетонные плиты, то предварительно усиливаются все балки и конструкционные связи.